Летом 1896 года в Валаамский монастырь приехала одна благочестивая женщина, страдавшая сильной болезнью ног. В Успенском храме она обратилась к монахам с вопросом о том, где находится висевшая прежде в этом храме на колонне с левой стороны икона Божией Матери, на которой Царица Небесная изображена во весь рост с младенцем на руках. Никто не мог сказать, и ей посоветовали обратиться к ризничему о. Пафнутию, под наблюдением которого находились все иконы монастыря. Но и он не смог найти икону, решив, что её, видимо, отправили в Петербург в Валаамскую часовню. Две недели пребывания на Валааме болящая продолжала искать образ Божией Матери: обошла все храмы монастыря, осмотрела все иконы, — но так и не найдя, вернулась в Петербург. Иконы не было и в Валаамской часовне. На следующий год болящая вновь приехала на Валаам.
Необычные поиски обратили на себя внимание братии. Болящую звали Наталья Андреевна Андреева. Она происходила из крестьянок Тверской губернии, Корочевского уезда, деревни Зарино, жила в Петербурге на Васильевском острове, в богадельне Брусницына, что была на Косой линии (д.№ 16). В 1878 году Наталья Андреевна сильно простудилась, у неё развился острый суставной ревматизм рук и ног. Болезнь причиняла страшные страдания, так что больная ходила только опираясь на палку, по лестнице без помощи не могла идти и одной приходилось подниматься по ступеням на коленях; руками серьезной работы не могла выполнять, даже рукава не могла сама надеть. Никакое лечение не помогало. Врачи советовали ехать на теплые воды, но на это не было средств. Болящая была на грани отчаяния. Но какой-то внутренний голос ей говорил: "Поезжай на Валаам, выздоровеешь!" Собрав последние деньги, она купила билет на Валаам, однако, в последний момент её одолело сильное сомнение и малодушие. И вот ночью, накануне поездки, когда Наталья Андреевна готова была отказаться от мысли о Валааме, ей было видение: "...Не знаю наверно, спала я или нет, но вижу только ясно: подходит к моей кровати Женщина высокого роста в одеянии из малинового бархата с Ребеночком на руках и вся окруженная каким-то чудным светом. У меня мелькнула мысль — неужели это Матерь Божия! Но назвать так вслух я не посмела. Я хотела было дотронуться до Неё, но Она отступила и говорит: "Не плачь, Спаситель по пути и Я по пути тебе!" Я говорю Ей: "Матушка, какая Вы красивая, да хорошая! Разве Вы на Валааме живете?" — "Да, там и живу; ты Меня увидишь на Валааме", — и скрылась". Укрепленная чудесным видением Божией Матери, болящая Наталья с радостной душой на другой день отправилась в святое паломничество. Это было в 1887 году на праздник обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Первый приезд Натальи Андреевны совпал с закладкой нового монастырского собора в честь Преображения Господня, на которой присутствовал Великий Князь Владимир Александрович с супругой Марией Павловной. Наталья Андреевна горячо молилась у раки с мощами прпп. Сергия и Германа об исцелении. Перед отъездом она зашла в Успенскую церковь. "И только я вошла с паперти в церковь, как-то невольно взглянула в левую сторону и обомлела; ноги у меня подкосились и если бы не лестница на хоры, я бы наверное упала. Причины моего испуга, волнения были изумительные: с левой колонны из золотой рамы на меня взирала Царица Небесная; и что же? В Ней я узнала ту самую Женщину, которая явилась мне во сне накануне отъезда из Кексгольма (ныне Приозерск) на Валаам и ободрила меня в моем малодушии. Я не могла глаз оторвать от образа Царицы Небесной и все более убеждалась, что это она, Матушка милостивая, удостоила меня Своим посещением в сонном видении; я узнала Её пресветлый лик, Её благодатный взор, и даже одеяние — все было совершенно то же самое. И Пречистого Младенца Она так же держала на руках, как я видела во сне". Но в этот самый момент, когда Наталья Андреевна увидела явившийся ей во сне образ Божией Матери, раздался свисток на отходившем пароходе. Наталья Андреевна не смогла даже приложиться к высоко висевшему образу, тем более отслужить молебен, едва только успев поставить свечку. Вернувшись в Петербург она почувствовала значительное облегчение в ногах, так что стала ходить без палки. Тогда она дала обещание обязательно вскоре приехать еще на Валаам и воздать благодарение Богу и Его Пречистой Богоматери пред явленной иконой.
Однако, её второй приезд — в 1896 году — оказался неудачным: она не нашла икону в Успенском храме на месте. Приехав на Валаам в 1897 году — уже в третий раз — на праздник прпп. Сергия и Германа, Наталья Андреевна со слезами горячо молилась перед мощами Валаамских чудотворцев об обретении иконы Божией Матери. И в первую ночь ей был благодатный сон, который она на другой день после молебна у раки преподобных рассказала служившему о. Пафнутию: "Ночью я увидела следующий сон: хожу я внутри монастыря около упраздненной церкви свт. Николая Чудотворца, плачу, молюсь Царице Небесной — хоть бы увидеть Тебя одним глазком, Матушка!" Вдруг слышу голос: "Я здесь, здесь, скоро разыщешь!" Испугалась я сильно, а сама молюсь. Опять слышу голос, но будто другой: "О чем скорбишь? Что ищешь?" Обернулась — вижу старичка в голубой камилавке с седой бородой. Я отвечаю: "Ищу Царицу Небесную!" "Подожди, найдешь!" "Как вы хотите скоро так найти; о. Пафнутий три недели искал и не мог найти её". "Неправда, он хорошо не искал, забыл о ней" — говорит старичок. Отходим с этим старичком к двери. Я говорю: "Дверь закрыта!" — Он дверь отворил и сказал: "Вот она!" Я увидела внутренность церкви и в углу, между церковной утварью и старыми образами, до половины завернутый в рогожку холст, образ Божией Матери, в котором я сразу узнала разыскиваемую мною икону. Громко я крикнула: "Вот она!" — И меня разбудили ...". Явившийся старец, можно было предположить, был преподобный Сергий Валаамский, который на иконах обычно изображается седовласым в отличие от преподобного Германа. В течение трех дней Наталья Андреевна готовилась к причастию. Накануне она видела еще благодатный сон:
"...Стою я в нижнем соборе одна, у раки только два монаха: о. Серафим и о. Николай. Я с нетерпением жду чего-то и не свожу глаз с входных дверей. Вдруг входная дверь отворяется и несут икону Божией Матери — о. Пафнутий и еще какой-то молодой монах в коротком сером кафтане. Я закричала: "Вот Она, Матушка!" И упала на пол, думая: "Пройдет надо мной икона, и я выздоровею". А о. Пафнутий говорит: "У вас ничего не готово ещё, а надо служить водосвятный молебен об исцелении больной". Я и проснулась ..."
Причастившись в этот день, Наталья Андреевна после ранней литургии увидела, как народ из гостиницы бежал в церковь. Она спросила: "Что такое случилось?" Ответили: "Отыскали икону Божией Матери и принесли в нижний собор". У болящей откуда силы взялись, — едва ходившая, она почти побежала в собор вместе со всеми, где на столе уже стояла икона. "Эта ли икона?" — спросил отец Пафнутий. "Эта самая!" — в волнении ответила Наталья Андреевна. Икону о. Пафнутий по указанию рабы Божией действительно нашел в кладовой, располагавшейся в упраздненной церкви свт. Николая Чудотворца. Все повторилось так, как и было открыто Наталье Андреевне: образ был обретен в углу, завернутый в холст; переносить образ о. Пафнутию действительно помогал молодой монах в рабочем коротком сером кафтане. Наталья Андреевна тут же попросила о. Пафнутия отслужить водосвятный молебен перед чудесно обретенною иконою Божией Матери, пред которой была зажжена неугасимая лампада. Наталья Андреевна от явившегося образа пережила великий духовный восторг и получила телесное исцеление: "От великой радости, что наконец нашла я образ являвшейся мне Царицы Небесной, у меня дыхание захватывало и слезы градом катились не переставая. Горячо я возблагодарила Господа за несказанную Его милость! Мне налили Святой Воды в бутылку. Как напилась я Святой Воды, сразу почувствовала, что силы ко мне возвращаются. Взяв масла из лампадки я, вернувшись к себе, помазала руки и ноги; боль и ломота стихли и за столько лет я в первый раз заснула спокойно. Через неделю я могла уже ходить без палки. Возблагодарив от всей души и от всего сердца милосердную Царицу Небесную за Её чудо, проявленное на мне, недостойной, я вернулась в Петербург. И вот стала я все поправляться и без всяких лекарств; к Пасхе была уже совсем здорова". Все случившееся Наталья Андреевна подробно рассказала валаамским монахам, которые записали её рассказ под названием "Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемый "Местная Валаамская".
После обретения выяснили, что эту икону написал валаамский инок-живописец о. Алипий в 1878 г. (в том самом, когда Наталья Андреевна получила сильную простуду, послужившую в итоге к прославлению иконы Божией Матери). Наталья Андреевна, узнав кто написал икону, нашла о. Алипия, в то время как он служил у раки Валаамских чудотворцев, и совершила перед ним земной поклон. Об иконописце-иеромонахе Алипии (в миру — Алексей Константинов) известно, что он происходил из Рыбинского уезда Ярославской Губернии. В Валаамский монастырь поступил в 1875 году. При пострижении в монашество, учитывая его живописные наклонности, его нарекли именем преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского, что явилось прорицанием о его главном делании в монастыре. Вместе с другими изографами Валаама — иеромонахом о. Лукой и игуменом настоятелем о. Гавриилом — иеромонах о. Алипий украсил многие храмы монастыря рукописями, написал множество икон, создав особый "валаамский стиль", близкий афонским письмам XIX века. Надпись на надгробном камне о. Алипия на старом кладбище гласила: "Иеромонах Алипий, скончался 17 августа 1901 года, 50 лет от рождения. Искусный иконописец и усердный труженик. Святии отцы и братия, не забудьте и меня, егда молитеся".
Иконография явленной иконы оказалась необычной. Она не была похожа ни на одну из известных, прославленных в Церкви икон Богородицы. На этой иконе Богоматерь изображена в рост на облаке в темно-синем гиматии и ярко-красном мафории, поддерживающей Богомладенца скрытой под мафорием рукой снизу, а другой, в поруче — спереди. Стопы Богоматери открыты и без обуви. Богомладенец в белом гиматии, Его правая рука благословляет, в левой — держава, увенчанная крестом. Подобное изображение Богоматери в Византии называли — Никопея ("Победот творная"). На Валааме икона получила название "Местная Валаамская".
Явление Валаамского образа чрезвычайно глубоко по своему духовному смыслу. Им Божия Матерь Сама засвидетельствовала Свой особый Покров Валааму, и Свое особое присутствие на Валааме. "Там живу. Меня увидишь на Валааме", — эти слова являются откровением Божией Матери о Валааме. Валаамский образ стал знамением избрания Валаама Божией Матерью, его духовного достоинства как Северного Афона. "Северный Афон" — стало вторым духовным именем Валаама.
Валаамская икона изображает молитвенное созерцание Божией Матери таинства воплощения через неё Бога-Слова. Богоматерь смотрит чуть опустив очи, погрузив умный взор в Свое сердце, таинственно созерцая Славу восседающего у нее на руках Сына Божия. Икона являет образ исихастской молитвы, монашеского умного делания. Богородица предстает на иконе как Великая Мать Игумения всех монашествующих, Настоятельница Валаамская.
С другой стороны, Богородица в красном царственном, будто порфира, мафории является на иконе как Небесная Владычица. В иконе выражается полнота достоинства Божией Матери как Царицы неба и земли. Богородица зрится на иконе будто огненный столп, в середине которого, как на престоле, восседает Предвечный Младенец — Вседержитель. Икона поражает сочетанием царственного величия и кроткого безмолвия. В нижней части иконы, игуменом Гавриилом была вложена частица Ризы Божией Матери. На Валааме сразу установилось почитание иконы, перед которой часто служились молебны, происходили исцеления, совершались знамения. Когда было основание Смоленского скита, первоначально предполагалось освятить его в честь Валаамской иконы Божией Матери, но так как икона не была еще официально прославлена, это посчитали преждевременным.
Название "Валаамская" стало для этой иконы не просто обозначением места её прославления, но выражением её таинственной связи с Валаамским монастырем и его основателями. Об этом свидетельствует одно из знамений от Валаамской иконы, связанное с мощами прпп. Сергия и Германа Валаамских. В монастыре некоторые думали и говорили, что мощей прпп. Сергия и Германа нет под ракой, которая стоит будто только для их воспоминания. Однажды этому искусительному сомнению поддался известный Валаамский старец О. Борис, в схиме — Николай: "Я наслушался этого, и мне пришла такая в голову мысль во время всенощной, когда читали кафизмы. Я сидел на хорах на первой скамейке и думал: "Ведь, наверное, нет здесь в этом храме прпп. Сергия и Германа, а в другом наверное месте. Валаам велик. Раку поставили здесь в церкви, а их самих нет". Так размышлял я. Вдруг я умилился сердцем и на глазах показались слезы. Я взглянул на Божию Матерь — образ, который висел на колонне напротив креста — Её называют Валаамской Божией Матерью. Около этой иконы увидал я прпп. Сергия и Германа; они стояли у ног Божией Матери, один по правую, другой по левую сторону. Одеты были они в мантии и схимы. На плечах и на груди было написано: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас". В руках они держали свитки, лица у них были тощие, глаза голубые, вид божественный. Они смотрели на братию, а у меня от радости слезы лились и душа рвалась к небесам... Я посмотрел опять на икону Валаамской Божией Матери, но прпп. Сергия и Германа больше не было, они скрылись. После этого я твердо уверовал, что они положены здесь, где находится рака, и что во время службы присутствуют с нами и стоят у ног Божией Матери, молятся и смотрят на нас. Валаамская икона была открыта через прпп. Сергия и Германа: после молитв у их раки и в дни их памяти. Потом через эту икону Божия Матерь явила свидетельство о мощах самих Валаамских чудотворцев. Видение прпп. Сергия и Германа, предстоящих и молящихся пред Валаамской Божией Матерью, не приоткрывает ли тайну о том, что и при жизни преподобные на острове молились пред подобным образом Божией Матери. Тем более, что по происхождению они были греками, а иконография Валаамской Никопеи также Византийского происхождения.
Велико значение иконы Валаамской Богоматери для всей России. Это — одна из трех икон Божией Матери, явленных в царствование Государя Императора Николая Александровича — наряду с Порт-Артурской и Державной иконами. Валаамский образ был явлен вскоре после венчания на престол царя-мученика, а в последний день его царствования явилась Державная икона. Обращает на себя внимание, что на этих двух иконах изображен мистический символ царской власти — держава. Поразительно сходны обстоятельства их обретения: перед прославлением они пребывали в забвении и внешнем уничижении. Если учесть, что образ Божией Матери "Никопея" был в Византии палладиумом императорского дома, то становится очевидной духовная связь Валаамской и Державной икон Божией Матери. Промыслом Божиим между явлениями этих икон совершилось крестное несение российской державы царем Николаем II.
После революции икона разделила с братией скорбь исхода из монастыря. До 1940 года она оставалась на Валааме, отошедшем после 1917 года к Финляндии, но после присоединения Ладоги к Советскому Союзу икона вместе с Валаамскими иконами ушла в Финляндию, где валаамцы во главе с игуменом Харитоном основали монастырь, названный ими "Новый Валаам", главной святыней которого стал Валаамский образ Божией Матери. Сейчас явленная икона находится в Преображенском соборе Ново-Валаамского монастыря в Финляндии.